Поиск по статьям

Главная/Публикации/НБА и НХЛ творят телевизионную революцию/Архив

27 Января, в 16:19НБА и НХЛ творят телевизионную революцию0

Заокеанские профессиональные лиги начинают показывать спорт «от первого лица» и в формате «360 градусов».

Девушка в очках виртуальной реальности Gear VR. Фото: SamsungTomorrow / Flickr.com. 

 

Форвард Clevelend Cavaliers Леброн Джеймс (LeBron James), не сумев обыграть соперника, падает на пол – прямо перед твоим креслом. Баскетболист так близко, что ты можешь рассмотреть эмблему NBA на его красной налобной повязке и два силиконовых браслета на руке. Слегка повернув голову влево, видишь тренера «Кавальерс» Дэвида Блатта. Он ругается и машет руками. Это самое дорогое место в зале – первый ряд, прямо на паркете, рядом со знаменитостями и богатейшими людьми США. С февраля 2015 года оно станет гораздо доступнее – NBA начинает транслировать баскетбол через очки виртуальной реальности с обзором 360 градусов и 3D эффектом.

 

NBA+Samsung

Для этого главная баскетбольная лига мира заключила партнерское соглашение с Samsung. Все необходимое оборудование уже продается в США. Производством очков виртуальной реальности Gear VR занимались компании Oculus VR (в марте 2014 года ее купил Facebook) и корейский технологический гигант. Стоимость новинки – 199 долларов. Правда, работает новинка только в связке со смартфоном Galaxy Note 4 (от 40 тыс рублей по данным Яндекс.Маркет). Трансляции будут осуществляться через приложение Milk VR.

Пробная запись (правда, только на 180 градусов) была осуществлена во время предсезонной игры Miami Heat – Clevelend Cavaliers. Устройство (куб размерами примерно полметра на полметра) с камерами, направленными в разные стороны, было установлено на столике судьи на боковой линии площадки.

«Такие очки дадут возможность расширить вместимость арены до нескольких миллионов, а то и миллиарда человек. Это медиареволюция. Насколько я понимаю, сейчас NBA и Samsung определяются в стратегии развития медийного контента, который будет доступен - причем пока бесплатно - для владельцев очков. Думаю, будет востребована картинка с площадки во время игры, с комментаторской позиции, из раздевалки перед игрой, взгляд со стороны судей. Плюс, в будущем будут расширены функциональные возможности девайса: можно будет делиться контентом в социальных сетях, общаться в сообществах и так далее», - говорит Ольга Федотова, директор российского подразделения IMG Consulting.

Федотова уверена, что очки виртуальной реальности позволят создать у потребителя «дополнительную эмоциональную связь с командой».

«Будущие фанаты NBA во всем мире – это поколения Y и Z, для которых онлайн-общение, виртуальная реальность компьютерных игр, медийное потребление одновременно на нескольких экранах – это часть ежедневной жизни. Так что я считаю, что партнерство Samsung и NBA – это прорыв в области маркетинга. Оно создает множество возможностей для роста обоих брендов. Особенно интересно мне будет наблюдать за китайским рынком, где не только растет популярность NBA, но где для молодежи крайне важно выделиться из толпы», - говорит Федотова, напоминая и о большой любви китайцев к новым технологиям.

Показ на 360 градусов NBA может решить задачу, которая давно стоит перед лигой – увеличить лояльную фан-базу за пределами Северной Америки и открыть доступ к ней для реккламодателей. Традиционные трансляции уже не дают прежнего эффекта, к тому же конкуренция высока. Лига давно проводит выставочные матчи в других странах, но они слишком дороги в организации. Выгода Samsung понятна: для раскрутки новых устройства и сервиса нужен максимально качественный и привлекательный контент.

«Наша мечта – достичь того дня, когда 100 млн или даже миллиард жителей Китая смогут почувствовать себя зрителями матча Houston Rockets. Это святой Грааль», - цитирует Fast Company Джефа Марсильо, вице-президента NBA. – Именно над этим мы и работаем».

Но не все уверены в успехе затеи.

«С технической точки зрения никаких сложностей возникнуть не должно. Если говорить про сложность в восприятии, то эта технология, конечно, производит вау-эффект на тех, кто пользуется ей в первый раз. Такой же эффект в свое время производили и 3D-телевизоры. Но в повседневном применении они оказались пылесборниками. Думаю, что с очками виртуальной реальности будет то же самое. И я сомневаюсь, что трансляции NBA будут пользоваться большим спросом. Как и показ футбольных матчей на 3D-телевизорах не стал востребованным сервисом. Ни в России, ни в других странах», - считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

За идеей NBA следят организаторы и других глобальных спортивных мероприятий. Пока о своих планах они говорить не готовы. Например, пресс-служба FIFA на запрос о планах использовать технологии виртуальной реальности при показе чемпионата мира-2018 в России ответила кратко: «преждевременно давать какие-то комментарии». «Детали того, как вещательные клиенты FIFA смогут распространять контент своим потребителям, на данный момент неизвестны», - подчеркнули в пресс-службе FIFA.

Когда очки поступят в продажу в России пока неизвестно. "В 2015 году очки пока продаваться не будут. Когда именно они появтся в российских магазинах, зависит от спроса. Пока большого спроса на этот товар нет. В России все развивается немного медленнее, чем на Западе. Будут ли работать очки, привезенные из-за рубежа? Да, но контент, загруженный в телефон, понятное дело, не будет адаптирован для российских пользователей”, - заявили в пресс-службе Samsung.

 

NHL+GoPro

Национальная хоккейная лига опередила NBA, в конце января 2015 года, объявив о начале масштабного сотрудничества с компанией GoPro – производителем видеокамер для любителей экстремальных видов спорта, записывающих ролики в HD-качестве «от первого лица». Новые возможности были продемонстрированы во время Звездного уикенда 24-25 января.

 

Видео с пробных съемок камерой GoPro в разминочной зоне Матча звезд НХЛ 2015. Источник - официальный YouTube-канал компании GoPro

Как будут организованы трансляции игр регулярного чемпионата и плей-офф NHL – будут ли крепить камеры непосредственно к шлемам игроков или ограничатся их установкой в необычных точках площадки - пока неизвестно.
На пути к партнерству с NHL производителям камер пришлось решить сложную задачу – обеспечить вывод картинки с GoPro в прямой эфир. До этого ролики записывались на карту памяти, и лишь после окончания записи их можно было «перегнать» на компьютер.

14 января 2015 года GoPro объявила о начале сотрудничества с компанией Vislink – международным лидером в передаче видеокартинки высокой четкости. Цель сотрудничества – разработка минипередатчика, позволяющего выводить качественную картинку в прямой эфир.

«GoPro позволит людям иначе взглянуть на мир, создать невероятный зрительный опыт. Просмотр прямых трансляций позволит почувствовать себя частью происходящего, а не просто сторонним зрителем», - говорит президент компании GoPro Тони Бейтс.

«Интерес к этой тематике сейчас на самом деле огромный, - объясняет Эльдар Муртазин. - Очень многие компании в той или иной степени занимаются похожими разработками. Но маркетинг, PR и многочисленные обсуждения не всегда означают, что проект окажется успешным. Иногда реальный выхлоп бывает почти нулевым. Возможно, люди решат, что обычные трансляции для них привычнее, дешевле. И чисто с психологической точки зрения, если вы не одинокий человек, скорее всего, вам не захочется полностью перемещаться в другое пространство. Те же очки виртуальной реальности вас полностью выключают из реального общения и отключают от внешнего мира. Нужно ли это многим? Я не уверен».

Футбол+видеоигры

Спортивные компьютерные игры традиционно называют «симуляторами». Однако все чаще при телепоказе матчей используются планы и ракурсы, «придуманные» дизайнерами видеоигр.

Одним из лучших футбольных видео 2014 года года стал ролик, предварявший голландское дерби между «Фейенордом» и «Аяксом» 21 сентября.

Камера выплывает из тоннеля под трибунами прямо на залитое солнечным светом зеленое поле. Не останавливая движения и не сменяя кадра, она продолжает показывать выход футболистов, их построение, приветствие и весь тот ритуал, с которого начинается практически каждый матч.

 

Видео с матча «Фейенорд» - «Аякс», снятое 21 сентября 2014 года одним прогоном камеры. Источник ― канал оператора Бена де Граафа на видеохостинге Vimeo.

Внимание оператора, в основном, сосредоточено на вратаре клуба «Фейенорд» Кеннете Вермере. «За три недели до матча он перешел из «Аякса» в «Фейенорд». Таких случаев за всю столетнюю историю противостояния этих клубов было всего девять», - рассказывает режиссер трансляции Джоб Робберс. «Нам было интересно подать это как-то необычно. Все-таки это была его первая встреча с вырастившей его командой в стане ее кровного врага». Джоб считается лучшим режиссером футбольных трансляций на канале Fox Sports Netherlands.

В августе 2012 года принадлежащая Руперту Мердоку телевизионная сеть приобрела за 1 млрд евро долю в 51% акций компании «Eredivisie Marketing and Media», созданной высшей голландской футбольной лигой в сотрудничестве с телевизионно-продюсерской компанией Endemol Entertainment Holding NV. В результате сделки Fox Sports получил исключительные телевизионные права на показ чемпионата Нидерландов в высшем дивизионе (Eredivisie) сроком на 12 лет. Ровно через год, в августе 2013 года, начал вещание Fox Sports Eredivisie, куда пришли работать, в основном, люди из Endemol. Сейчас внутреннее голландское первенство показывают только на Fox Sports. В общедоступном эфире на общественном канале NOS идут только хайлайты прошедшего тура.

 

«Фейенорд» - «Аякс» 21 сентября 2014 года. За кадром: работа режиссера трансляции Джоба Робберса. Источник ― официальный YouTube-канал Fox Sports Netherlands.

Оператор Бен де Грааф, который снимал ставшее всемирно известным видео, утверждает, что все было сделано без предварительной репетиции: «Идею снять выход команд одним прогоном при помощи стэдикама (переносная система стабилизации камеры для кино- или видеосъёмки в движении) высказал Джоб. Мы хотели таким образом показать, что чувствуют игроки, когда выходят на поле. Причем в данном контексте был интересен именно Вермер, как герой всего мини-сюжета».

Помимо творческой задачи режиссер решал еще и техническую. Обычный матч снимается 16 камерами. Робберс хотел посмотреть как впишется в этот расклад имевшийся у де Граафа «Canon C300» с широкоугольным объективом «Tokina 11-16» и беспроводным передатчиком. Условий для пересъемки у телебригады не имелось. Однако все сложилось как нельзя удачно ― полный стадион, погода, фейерверки, игроки, которые не обращали на камеру ни малейшего внимания и история с голкипером в качестве сюжета.

Джоб Робберс считает, что немаловажную роль в успехе съемки сыграли навыки оператора. «Он одним из первых освоил работу со стэдикамом в прямых трансляциях с матчей», - поясняет он. «Поэтому идея родилась, скорее, из понимания его возможностей. Не будь у меня такого оператора, я бы не стал рисковать с реализацией».

Смысл эксперимента Джоб видит в том, чтобы «сделать игроков еще ближе к зрителям. Непосредственный контакт там, где его обычно не бывает, и есть то самое таинство ТВ, о котором любят говорить люди». На вопрос, повлияет ли «игровая» съемка на будущее спортивного ТВ Джоб ответил: «Я удивлен, что наш эксперимент вызвал такую восторженную реакцию и огромное количество восхищенных комментариев. Наша задача ― делать картинку с матчей как можно более зрелищной, применяя самые последние технологические достижения. Если это хоть как-то повлияет на рейтинги Fox Sports и на увеличение нашей аудитории, значит это увеличит популярность игроков и клубов. Здесь есть только прямая коммерческая заинтересованность нас (телевидения) в них (в клубах и игроках), а их ― в нас».

 

Автор: Александра Владимирова, Александр Поляков, Александр Богомолов

Источник: PROСПОРТ

Комментарии

Комментариев нет

Оставить комментарий

Гости не могут оставлять комментарии, пожалуйста авторизуйтесь на сайте

Наверх