Поиск по статьям

Главная/Публикации/Ситуационный кризис завершения карьеры у выпускников хоккейной школы/Архив

4 Марта, в 17:52Ситуационный кризис завершения карьеры у выпускников хоккейной школы0

Исследование ситуационного кризиса завершения карьеры у выпускников хоккейной школы "Металлург" г. Магнитогорска.

Фото: Интернет

 

Не секрет, что психология личности спортсмена стала актуальна в наше время, так как в обществе наблюдается большой интерес как к профессиональному, так и к любительскому спорту, благодаря прошедшим в 2014 году Олимпийским играм в Сочи.

Во многих работах последнего времени явно проступает такая тенденция: современный спорт с его огромными нагрузками, жесткой конкуренцией, большой психической напряженностью и ответственностью, как и любая другая профессиональная деятельность, предъявляет определенные требования к личности. При этом в работах большинства современных психологов, связанных со спортивной тематикой, в первую очередь упор делается на вопросы спортивных достижений и личностных качеств, им способствующих, в то время, как тема перехода молодых спортсменов из статуса ученика в статус профи, возможность неудач в становлении карьеры и психологической поддержки спортсменов в этот период рассматривалась не столь активно.

Психология спортивной карьеры, и, в том числе, проблема кризисов спортивной карьеры выдвинулась в число ведущих проблем психологии спорта сравнительно недавно - лишь в начале 90-х годов. До этого в центре внимания исследователей были проблемы спорта высших достижений, в меньшей степени - детского и юношеского спорта. Почти совсем не изучалось завершение спортивной карьеры, а также переходы от одного ее этапа к другому. Работы последних лет продемонстрировали перспективность изучения спортивной карьеры в целом и значимость подобных исследований как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Актуальны, но практически не изучены, кризисы в спортивной карьере и пути их преодоления.

Стоит заметить, основные современные теории кризиса базируются на психологических и психофизиологических исследованиях стресса, стадий развития дистресса Г.Селье (1956), концепции восьми жизненных циклов и соответствующих им психосоциальных кризисов Э.Эриксона (1959), концепции трех видов кризисов В.В. Козлова (1997).

 Мы придерживаемся определения кризиса, которое предлагает нам В.В. Козлов: кризис – это естественное (возрастной или экзистенциальный кризис) или искусственное (антропогенное, техногенное, социогенное) препятствие на жизненном пути, преодоление которого невозможно личностью или группой, привычными ресурсами.

Выделяют семь кризисов-переходов элитарной спортивной карьеры: 1) кризис начала спортивной специализации; 2) кризис перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта; 3) кризис перехода из массового спорта в спорт высших достижений; 4) кризис перехода из юношеского спорта во взрослый спорт; 5) кризис перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт; 6) кризис перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры; 7) кризис завершения спортивной карьеры и перехода к другой карьере.

Кризис завершения спортивной карьеры и перехода к другой карьере связан с коренным изменением места спорта в жизни человека и влечет за собой необходимость перестройки образа "Я" и осознания ценности своей личности вне социальной роли спортсмена.

Очевидно, и это доказано психологами, что под влиянием опыта занятий спортом личность спортсмена меняется.

Опытные спортсмены отличаются эмоциональной устойчивостью, твёрдостью характера, сознательностью, самоконтролем, уверенностью в себе, открытым характером, самодисциплиной, инициативностью, стремлением к лидерству, активностью в достижении своих целей, несмотря на трудности и препятствия (последнее ряд авторов называют агрессивностью), стремлением к лидерству, склонностью к риску, расчетливостью, общительностью.

Окончания спортивной школы происходит в 16-17 летнем возрасте. Практически все существующие возрастные периодизации относят возраст 16-17 лет к стадии профессиональной подготовки, апробации своих сил, профессионального самоопределения, и именно в работе по направлению профессионального самоопределения нам видится один из путей преодоления данного кризиса на основе интегративного подхода.

Содержанием активного самоопределения выступают процессы самопознания, самооценивания и саморазвития, стимулировать к которым выпускников хоккейной школы во многом означает способствовать успешному разрешению ситуационного кризиса.

Если работа психолога по преодолению кризиса, кризисного состояния, будет строиться на принципах интегративного подхода, с использованием его методов, направленная на профессиональное и личностное самоопределение, тогда дезинтеграция связанная с кризисом будет иметь положительный выбор для личность, то есть повышения своей личностной целостности.

Мы провели исследование ситуационного кризиса завершения карьеры у выпускников хоккейной школы.

Тестирование проводилось в 2012-2013 и 2013-2014 учебных годах. Каждая из выпускных команд  состояла из 30 спортсменов 1996 и 1997 годов рождения соответственно, на момент тестирования всем испытуемым было по 16-17 лет. Все они профессионально занимались хоккеем в спортивной школе «Металлург» более 10 лет и в период тестирования заканчивали хоккейную школу. Тестирование проводилось с юношами, входящими в основной состав этой команды.

Все испытуемые получили оценки спортивных способностей, профессионализма и целеустремленности от своих наставников, у которых ребята тренируются долгий период времени.

Мы отобрали в экспериментальную группу тех хоккеистов, у которых не был подписан контракт с командой «Стальные лисы» и которым не поступило предложений о контрактах от других хоккейных клубов.

В контрольную группу мы определили всех тех хоккеистов, у которых были подписаны контракты (не только с командой «Стальные лисы», но и с другими командами МХЛ). Эти ребята продолжили свою спортивную карьеру в хоккее на более высоком уровне и им еще предстоит пережить кризис перехода из юношеского во взрослый спорт.

Перейдем к описанию полученных результатов нашего исследования.

У хоккеистов, заканчивающих свою спортивную карьеру, выше средний показатель невротичности (опросник FPI), чем у ребят, планирующих продолжить карьеру хоккеиста. Мы считаем, что этот высокий показатель связан с ситуационным кризисом завершения карьеры хоккеиста.

Также у экспериментальной группы оказались выше показатели: депрессивность, застенчивость, раздражительность. Хоккеисты, заканчивающие со спортивной карьерой, менее, чем их сверстники, устойчивы к стрессу, менее защищены от воздействия стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, их уравновешенность снижена. Это связано с тем, что они находятся в стрессовой ситуации, переживают ситуационный кризис.

Интернальность в области достижений (тест-опросник УСК) у спортсменов контрольной группы выше, чем у спортсменов экспериментальной. Эти ребята   считают, что сами добились успеха в своей жизни, они уверены в своей успешности в будущем. Вероятнее всего, причиной высоких показателей по этой шкале являются их нынешние достижения в спорте, и, в частности, подписанный контракт с МХЛ как доказательство положительной оценки их спортивных способностей и достижений.

Параметр смысложизненных ориентаций измерялся с помощью методики СЖО. Мы сравнили результаты средних значений двух выборок с показателями нормы, предложенными автором теста, результаты двух выборок укладываются в рамки нормы, предложенные автором теста.

Мы можем отчетливо видеть, что ребята, заканчивающие карьеру хоккеиста, имеют более низкий уровень по всем шкалам данной методики, чем спортсмены контрольной группы, имеющие достаточно высокие оценки по сравнению со значениями нормы. Эти результаты подтверждают нашу гипотезу: по окончании хоккейной школы юноши, не продолжившие свою спортивную карьеру, находятся в ситуационном кризисе завершения карьеры.

Они живут сегодняшним или вчерашним днем, у них есть неудовлетворенность своей жизнью в настоящем, однако ей придают некоторую ценность воспоминания о прежних спортивных успехах, но и эти воспоминания окрашиваются ощущением некоторой неудовлетворенности, сожаления (если бы все можно было бы вернуть назад, я бы больше занимался, старался и т.д. или же напротив: я бы вообще не стал заниматься хоккеем). У ребят проявляется отсутствие веры в свою возможность контролировать события собственной жизни, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, и бессмысленно что-либо загадывать  на будущее.                         

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что юноши, не продолжившие свою спортивную карьеру, находятся в ситуационном кризисе завершения карьеры.

Полученные результаты подтвердили, что кризис завершения спортивной карьеры связан с коренным изменением места спорта в жизни человека и влечет за собой необходимость перестройки образа "Я" и осознания ценности своей личности, ценности своей жизни и смысла жизни вне социальной роли спортсмена.

Наши результаты подтверждают исследования о том, что любая кризисная ситуация в жизни человека является сильным стрессом. Как любой стресс, кризисная ситуация задевает все структуры, действует на все стороны жизни. Мы исследовали влияние кризиса на личность спортсмена и увидели его влияние. Мы диагностировали возникновение тревоги, агрессии; депрессивные состояния, апатия; чувство растерянности; повышенную раздражительность, постоянное напряжение, и пр.

К сожалению, не всем спортсменам удается успешно преодолеть кризис завершения спортивной карьеры. Острота протекания данного кризиса обычно усиливается при следующих условиях: внезапности ухода, отсутствии предварительной подготовки к нему, пассивной позиции спортсмена, отсутствии материальной и психологической поддержки.

Здесь стоит заметить, знание противоречий, типичных для каждого кризиса-перехода спортивной карьеры, позволяет не только подготовить к ним спортсмена, но и эффективно оказать ему психологическую помощь.

Наша задача, как спортивных психологов состоит в том, чтобы помочь спортсменам преодолеть возникающие кризисы, выйти из кризисных состояний.

 

Литература:

 

  1. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений. – М.: Академия, 2000.
  2. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. – М.: Изд-во института психотерапии., 2007. – 336с.
  3. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. – Ярославль, 1999. – 303 с.
  4. Козлов В.В. Теоретические и экспериментальные основы интенсивных интегративных  психотехнологий в социальной психологии. Дис. докт. психол. наук. – Ярославль, 1999.
  5. Марищук В. Л., Блудов Ю. М., и др. Методики психодиагностики в спорте. – М.: Просвещение, 1984.
  6. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе.// Вопросы психологии. – 1996. - №1. – с.62-72.
  7. Тарасов А. В. Хоккей без тайн. – М.: Физ-ра и спорт, 1991.
 
От автора: Статья опубликована в "Вестнике интегративной психологии", 2015 год

 

Автор: Зинова Ульяна Александровна

Источник: B17.ru  

Комментарии

Комментариев нет

Оставить комментарий

Гости не могут оставлять комментарии, пожалуйста авторизуйтесь на сайте

Наверх